"Русская
баня – явление весьма самобытное. Не один путешественник, побывавший
на Руси, брался за перо, желая передать словами удивительный обычай
русских париться. Араб ибн Даста, путешествуя по Руси в X в., отмечал
в своих записках, что русские очень любят париться в бане и валяться
в снегу или купаться в проруби. Ибн Даата записал также, что в деревнях
бани представляют собой землянки, которые используются и как жилища.
Возможно, это свидетельство наряду с описанием в «Повести временных
лет» (945 г.) первые письменные упоминания о русской бане. Позже
о русской бане писали многие чужестранцы – с удивлением, но, как
правило, и с уважением, Немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий
в XVII в. и камерюнкер Берхольц, находившийся при дворе Петра 1,
купец из Бельгии Оливье Брюнель и испанский врач Антонио Нуньес
Риберо Санчес, служивший при дворе императрицы Елизаветы Петровны,
– все они не обошли молчанием русскую баню. Описания эти в основном
похожи (кстати, в России никогда полностью не отказывались от пользования
банями). Побывав в 30 гг. XVII столетия в одной из бань Астрахани,
Адам Олеарий так описал свои впечатления: «Русские могут выносить
чрезвычайный жар и в бане, ложась на полках, велят себя бить и тереть
свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я никак не мог
выносить, затем, когда от такого жару они сделаются все красные
и изнемогут до того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они
выбегают из нее голые, как мужчины, так и женщины, и обливаются
холодной водой, а зимой, выскочив из бани, валяются в снегу, трут
им тело, будто мылом, и потом, остывши таким образом, снова входят
в жаркую баню». Общественные бани для горожан стали строиться по
указу царя Алексея Михайловича в XVIII в. Принадлежали они частным
лицам. Это были одноэтажные постройки, обычно на берегу реки. Отапливались
они вначале, как и деревенские бани, дровами. Имели три помещения:
раздевальное, мыльное и парное. На Руси в баню ходили все. В летописях
XI – XII вв. уже упоминается водопровод,построенный для «Ярославова
дворища». Московские князья брали воду для бани из Москвы-реки или
Неглинной, за ней надо было спускаться с высокого холма. Конечно,
по воду ходили не сами князья, для этого у них было достаточно слуг.
Позднее, а именно в начале XVI в., по приказу Ивана Калиты проложили
от реки в глубь берега за стены Кремля дубовую трубу и подавали
воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого уже бадейками ее разносили
куда нужно.
Позднее, при постройке Кремля из кирпича, в башнях стали устраивать
тайники-водопроводы. Такие тайникибыли построены под Свибловской
башней (позднее она даже стала называться Водовзводной) и под Собакиной,
ныне Арсенальной
Еще позднее, в XVIII в., был построен новый, более современный водопровод.
Вода самотеком поступала по специальной галерее в колодец, находившийся
в подвале Свибловой башни. При помощи конного привода, построенного
часовым мастером Xристофором Головеем, вода подавалась в бак на
башне, по свинцовым трубам проводилась в резервуар, а оттуда поступала
в царские бани. О любви русского народа к бане свидетельствуют многие
исторические факты, литературные произведения и труды ученых. Так,
историк П. И. Страхов в одной из книг описал обычаи русских царей,
которые, встречая иноземных послов и гостей, вначале приглашали
их в баню. В баню звали и недругов, но с другой целью. Княгиня Ольга
отомстила древлянам за убийство мужа, князя Игоря, таким образом:
«Пришедшим древлянам приказала Ольга приготовить баню, го- воря
им: «Вымывшись, придите ко мне!» И разожгли баню, и вошли в нее
древлине, и стали мыться, и заперли за ними баню, и повелела Ольга
зажечь ее от дверей, и сгорели все...» Известный русский историк
Н. И. Костомаров пишет, что баня у русских была первой потребностью
– как в чистоте, так и в своего рода наслаждении. Баня была, утверждает
ученый, самым главным лекарством от всех болезней: «Коль скоро русский
почувствует себя нездоровым, тотчас... идет в баню париться». Вспомним
великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Он
был больным и хилым ребенком и только благодаря физическим упражнениям
и закаливанию вырос крепким и выносливым. А. В. Суворов своим личным
примером воздействовал на русских воинов. До преклонного возраста
легендарный полководец сохранил неукротимую энергию, жизнерадостность,
творческую работоспособность. В записках о нем в одном из номеров
журнала «Замечатель» за 1842 г. написано следующее: «В бане Суворов
выдерживал ужасный жар на полке, после чего на него выливали ведер
десять холодной воды...» Суворов всегда говорил своим солдатам:
«Военный человек должен любить сильный мороз и сильный жар, засуху
и проливной дождь». На Руси без бани не обходилось ни одно торжество.
Накануне свадьбы после «утренника» невеста приглашала подруг пойти
с ней в «жарку банюшку», которая уже была натоплена. В баню же шли
и молодожены на следующий день после свадьбы – таков был обряд.
Для гостей старались баньку приготовить получше – угостить легким
паром. Как же готовили пар в русской бане? Довольно просто. Его
и по сей день готовят так же. Топят печь-каменку. На раскаленные
камни льют горячую воду, и баня наполняется жарким паром. Если дым
через трубу выходит наружу – значит, в такой бане парятся по-белому.
Если трубы нет, дым идет прямо в парилку. В таком случае баню после
топки проветривают, стены окатывают водой и парятся по-черному.
Об этих двух разновидностях русской бани знают многие. А кому доводилось
попариться в такой "крохотной, вполне уютной, доступной каждому
деревенскому жителю парилке, как русская печью Когда-то это был
один из самых популярных способов париться, особенно у жителей степных
районов. Приготовили в печи и убрали еду. Постелили внутрь солому
– и парилка готова. Только залезать в нее нужно осторожно, чтобы
не вымазаться сажей. Плеснули на стенки печи водой или квасом –
и поднимается от них душистый пар. Профессор П. И. Страхов описывает,
как русские парили стариков в русской печи: «Кто-то по старости
или болезни бывает слаб и дряхл так, что сам ие в силах влезть в
печь, то его укладывают на доску и вдвигают, затем в печь влезает
другой, здоровый, чтобы парить и мыть немощного». Мне самому однажды
довелось отведать печного пара. И хоть не был я слаб и дряхл, а,
наоборот, занимался в то время тяжелой атлетикой, именно русская
печь излечила меня от недуга. Было это в 1954 г. на уборке картофеля
в Высоковском районе Московской области. Вдруг заболела у меня поясница,
да так, что не могу двигаться. Таблетки, выписанные врачом, не помогали.
И вот бабушка Аксинья, у которой мы на время поселились, предложила:
«Попарься в печке, вмиг встанешь и хворобу твою как рукой снимет»
Я отшучивался: «Бабуль, неужели так надоел тебе, что испечь меня
хочешь2» А ребятам интересно, они делали вид, что поверили в это
народное средство и хором уговаривали меня попробовать. Им интересно,
а мне страшно. В конце концов «уговорила» меня боль. Из-за нее я
не только на стенку, но и в горячую печь готов был лезть. Рано утром
бабушка Аксинья истопила печь березовыми дровами. Выгребла золу.
Принесла охапку душистой соломы, постелила в печи, облила ее водой.
Ребята пододвинули стол к печке. С их помощью я, постанывая от боли,
кое-как забрался на стол, веник березовый взяли со стола полез в
печь. В печке было невыносимо жарко, но приятно пахло соломой. Я
стегал себя березовым веником до тех пор, пока хватило сил. Из печи
вылез вымазанный сажей, обмылся теплой водой. Потом лег на стол,
а бабка Аксинья растерла мне поясницу денатуратом, после этого обвязала
шерстяным платком и отправила на лежанку. На следующее утро я был
почти здоров, а через день и работоспособен.
На Тамбовщине и сейчас часто можно встретить любителей попариться
и подлечиться от прострела, от простуды в русской печи. Мне приходилось
наблюдать в деревнях: прежде чем париться, на раскаленные кирпичи
стелят ржаную солому и ставят деревянное ведро с горячей водой.
Потом ползком лезут в печь, где парятся сидя, если свод высокий,
или лежа, стараясь не коснуться горячих стенок.
...Русская баня давно завоевала мировое признание. Миллионы людей
постоянно прибегают к этому простому и надежному способу поддерживать
здоровье,красоту, жизненный тонус, хорошее настроение. Лингвисты
спорят, действительно ли русское слово «баня» произошло от греческого,
обозначающего «изгоняю боль и грусть». Мне кажется, это легко проверить
каждому – достаточно сходить в хорошую русскую баню и убедиться,
что боль и грусть в самом деле отступают."
(Из
книги А.А.Бирюкова "Приглашаем попариться" "Физкультура и спорт"
Москва 1987 г. )
|